17:06 

"Племя", реж. М. Слабошпицкий, 2014

Осеннее равноденствие
Я знаю, о чём говорит гранит, о чём толкует топот копыт, как олово лить, как молоко кипятить, я знаю — во мне снова слово болит. ©
Ходила на показ "Племени" и встречу со Слабошпицким. При всей симпатии к озвученной идее "чистого фильма", приближенного к немому кино начала века, надо признать, что результат вышел откровенно унылый. Скажу честно — я не видела семичасовое "Сатанинское танго" Беллы Тарра, но видела его трехчасовую "Туринскую лошадь", где намеренно нет ничего, то есть - совсем ничего, абзац, максимальная киноаскеза - и это было интересное кино. Чего не сказать о "Племени". Его хорнометраж по моим внутренним часам занял всё время за сутки, которое я готова потратить на жизнь всуе и ещё немного одолжил из моей загробной.

Визуально это больше всего похоже на просмотр ютуб-роликов чёрнушного содержания с выключенным звуком. Никаких крупных планов, сцены целиком снимаются с фиксированной точки, никакой смены ракурса, никакого движения камеры внутри сцены. Иногда камера судорожно подрагивает за плечом у героя, например, когда он десять минут поднимается по лестнице, затем десять минут идёт по обшарпанным коридорам интерната и т.д... Максимально дистанцированная фиксация. Звучит интересно и концептуально, но по факту сцены длинны как господне проклятье и от этой съемки уже к середине фильма сводит скулы. Вот, сейчас я, наконец, скажу это слово. Длинноты. Двадцать минут, подвязав героине ноги бельевой веревкой, её абортируют спицей над ванной. Пятнадцать минут главные герои, раз в пять минут меняя позу, снуло совокупляются в теплопункте. Всегда с одного ракурса, так что ни растошнить, ни заставить сопереживать кадр не может.
В "Племени" кадр вообще мало что может. Из-за него нет никакой внутренней жизни фильма, у героев нет личностей, нет переживаний (кроме тех, которые мы себе сами домыслим), нет развития. Обозначенный главный герой - просто некая субстанция, которая принимает участие в разворачиваемых действиях. В конце фильма мы знаем о нём не больше, чем в начале. Ну, кроме того, что он по очереди размозжит тумбочкой головы четырем своим глухим одноклассникам. Ещё, из интересных сцен - грузовая фура, на стоянке для дальнобойщиков сдающая задом и абсолютно тихо, и как-то очень уютно, подминающая под себя глухонемого сутенера.

Слабошпицкий просто изъял из кино один элемент, ничем его не компенсируя. Отсутствие языка, звуков речи не сделало "Племя" острее, не дало кинопространству интересной глубины, объема зрительных образов, хищно захватываемых и полностью заполняющих воспринимаемый мир. Здесь нет проблематики замкнутой и жестокой общины глухонемых, которым категорически нет места во внешнем мире. С таким же успехом можно было изображать любую другую маргинальную среду с проститутками, малолетними ворами, и разбиванием бутылок об голову.
Слабошпицкий достаточно интересно рассказал о специфике кастинга и съемок с глухими, но сложилось впечатление (моё частное впечатление), что целеполагание его было в достижении киноэффекта, а "обратить внимание общественности на проблемы...", "живописать ужас и страдания людей с особенными потребностями...." и всё прочее, чем пестрят кинорецензии - это уже дело такое, побочное.
И ещё такой личный момент - во мне всегда поднимается трудно формулируемая, но явственно ощущаемая волна отторжения, когда автор, будь то писатель, режиссер или кто угодно, говорит - мой фильм самый известный и успешный за всю историю государства, мы собрали 37 наград и соберём ещё. Такое количество стран никогда не закупало наши фильмы. Я не был готов к волне такого ошеломительного успеха. Стыдно будет нашим потомкам, что на внутринациональном отборе на Оскара выбрали другой фильм.

URL
Комментарии
2016-05-13 в 12:40 

Tursiops Libra
Буквально сегодня мне Self-mad кинул ссылкой сюда, и я захотела прокомментировать.

Не смотря на то, что этот фильм произвел на меня реально сильнейшее впечатление (я корвалол после него пила, хотя от "Антихриста" меня спасли скромные вишневые вареники), я во многом с тобой согласна. Например, в том, что некоторые сцены (но далеко не все) стоило хотя бы монтажом сократить. ГГ и правда целую вечность ходит по коридору, а камера тихо следует за ним. Оставили бы ровно один такой длинный проход для финальной сцены - и она бы вышла еще термоядернее. Ну или абсолютно невыносимая для меня сцена заполнения анкет/подачи документов в ОВИРе. Она длилась сто лет, и ничего в фильм не привнесла. Ну, заполнили анкеты, ну поругались из-за исправлений, и что? Именно из-за этой растянутости, а не из-за своего содержания фильм смотрелся тяжело и нудновато.

Пятнадцать минут главные герои, раз в пять минут меняя позу, снуло совокупляются в теплопункте.
Ооооо, да! Из-за этих дико постных сцен я вообще не поверила, что ГГ хоть сколечко влюбился. То есть, оно вроде подразумевается, но совершенно не ощущается. Какая такая любовь, если даже секс с дальнобойщиком смотрелся "горячее"?

Хотя ИМХО некоторые сцены (аборт, финальный ван-шот) сокращать нельзя категорически. Собственно, тумбочка меня до корвалола и довела. Даже не столько тумбочка, а шокирующее ощущение, поместившееся в диалог с компаньйоном: "Неужели этого никто не услышит?" - "Блин, там никто не слышит!"

Здесь нет проблематики замкнутой и жестокой общины глухонемых, которым категорически нет места во внешнем мире.
А вот тут не соглашусь, потому что меня это ощущение их аболютной ненужности преследовало весь фильм. Особенно когда ГГ "понизили" от сутенера до продавца в электричках. Меня как-то прямо пробрало тогда от ощущения, что вот это - и есть его мир, из которого выхода нету. И что он в этом мире приблизился ко дну. И еще добило почти полное неучастие учителей (кроме, иессесна, трудовика) во всем происходящем, хотя, казалось бы, их роль как раз адаптировать своих учеников в мире. Только им это все совершенно фиолетово: они заняли свое место в иерархии, и совершенно им довольны, нафиг напрягаться?

Кстати, из героев я больше всего сопереживала толстому мальчику-дауну (?). А то, что над ним остальные герои (и ГГ, которому вроде как стоит сопереживать, да не получается) злобно и жестоко издеваются, только сильнее от них отвращало. Отверженные сами отвергают и гнобят того, кто слабее их. Как-то по-животному это все.

2016-05-16 в 14:37 

Осеннее равноденствие
Я знаю, о чём говорит гранит, о чём толкует топот копыт, как олово лить, как молоко кипятить, я знаю — во мне снова слово болит. ©
Tursiops Libra, здравствуй!)
меня это ощущение их аболютной ненужности преследовало весь фильм. Особенно когда ГГ "понизили" от сутенера до продавца в электричках. Меня как-то прямо пробрало тогда от ощущения, что вот это - и есть его мир, из которого выхода нету. И что он в этом мире приблизился ко дну. И еще добило почти полное неучастие учителей (кроме, иессесна, трудовика) во всем происходящем, хотя, казалось бы, их роль как раз адаптировать своих учеников в мире. Только им это все совершенно фиолетово: они заняли свое место в иерархии, и совершенно им довольны, нафиг напрягаться?

Понимаешь, вот эта ненужность, катастрофичность их мира (которую они мало ощущают, по факту), другие вещи, которые нам, из "нашего мира" чужеродны, а от того так болезненно и шокирующе воспринимаются - они присущи практически всем замкнутым социально неблагополучным общинам.
И у глухонемного нету выхода из мира гулхонемых ровно в той же степени, как у малолетних проституток, попрошаек, детей в цыганских таборах и т.д. Оттуда тоже мало кто вырывается во внешний мир. Предполагаю, что немногие вообще прокручивают в голове такие перспективы (по ряду разных причин). Но, из любой замкнутой, так называемой девиантной, группы есть выход - и он всегда труден, недоступен для большинства и связан с большим риском.

К чему я веду - этот длиннейший фильм мог быть и не про глухонемых. Про кого угодно. С одной стороны это хорошо - универсальная же тема, значит. А сдругой - концепция фильма полностью провалена. Фильм завязан на форме, на ней и построен. Форма эта продиктована содержанием. Однако, содержание так провисло, что, в итоге этот фильм не нужен - так и таким.
И, исходя из моих впечатлений, да и судя по твоему отзыву - самые эффектные сцены как раз те, что построены на моментах отображения сугубо глухонемой проблематики: никто не услышит убийства, никто не прокричит о том, что его убивают, глухонемой как типичный продавец говна в электричках, простутка для дальнобойщиков и т.д.
Я всё ещё думаю, что не стоило затевать кинопроизводство и снимать этот фильм с выхлопом в виде нескольких выразительных сцен, посвященных тому, что мир людей с ограниченными возможностями страшен.

URL
   

Тростниковые пруды

главная